Смазка
Выбор масла по физико-химическим свойствам.
- Вязкость. Физическая величина, которая определяет внутренние характеристики сопротивляемости текучести, измеряемая динамической вязкостью. Градация вязкости ISO VG должна выбираться на основе требований производителя насоса или оборудования с учетом рабочей температуры системы и температуры окружающей среды при пуске оборудования и во время его эксплуатации.
- Индекс вязкости. Вязкость зависит от температуры; она уменьшается при увеличении температуры и параметр, который определяет степень этой зависимости, называется "индекс вязкости". Чем выше этот индекс, тем более постоянной сохраняется вязкость при изменениях температуры. Многие гидравлические жидкости имеют индекс вязкости около 100, но очень распространены минеральные гидравлические жидкости с индексом более 140-150 (содержат особые полимеры) и синтетические масла с индексом от 130 до 190.
- Антикоррозионное действие. Антикоррозионные свойства связаны со способностью гидравлической жидкости защищать внутренние металлические поверхности от химического воздействия посторонних веществ, прежде всего воды и кислорода, а также кислот. Данные свойства достигаются путем добавления специальных полярных или пассивирующих присадок, которые обволакивают металлические поверхности, образуя защитный слой.
- Устойчивость к окислению - способность масла не взаимодействовать с кислородом. Соответствующие присадки (антиоксиданты) позволяют существенно увеличить эту способность и, таким образом, снизить негативные последствия окисления (образование кислот, нагара, отложений и т.п.). Благодаря этому, "срок жизни" масла, находящегося в эксплуатации, существенно увеличивается. Как правило, синтетические масла обладают повышенной устойчивостью к окислению.
- Термическая стабильность - внутренняя сопротивляемость масла к образованию нагаров и отложений углеродного типа, в условиях работы при повышенных термических нагрузках. Химическая природа масла (минеральное или синтетическое) имеет определяющее значение для данной характеристики.
- Деэмульгирующая способность - способность масла предотвращать образование эмульсии при попадании влаги в систему. Деэмульгирующая способность тесно связана с типом используемой сырой нефти и процессом нефтепереработки; более глубокая переработка улучшает эту характеристику, также она может быть улучшена частично при использовании специальных присадок. Наличие загрязнителей, как правило, ухудшает эту способность.
- Противоизносные свойства - способность гидравлической жидкости снизить износ. Данное свойство достигается добавлением в масло специальных присадок, которые в состоянии существенно снизить механический износ (например, в лопастных насосах). Обычно эта характеристика определяется как посредством трибологических тестов ("4 шара" и "FZG") так и на стендовых испытаниях на гидравлических насосах отдельных производителей (Eaton-Vickers и Denison).
- Фильтруемость - характеристика масла, которая определяет склонность к образованию отложений или эмульсий, которые могут засорять фильтры. Эта характеристика измеряется при наличии и при отсутствии воды.
- Совместимость с резиновыми компонентами. Компоненты из эластомеров (резина, каучук) для прокладок и шлангов, масло, используемое в системе должны быть совместимы, в противном случае компоненты будут быстро разрушаться. Степень совместимости между эластомером и маслом зависит от их химического состава.
- Индустриальные смазочные материалы
- Электроизоляционные масла
- Формовочные масла
- Масла для направляющих скольжения
- Высокотемпературные смазочные материалы
- Гидравлические масла
- Трансмиссионные масла промышленного назначения
- Специальные трансмиссионные масла промышленного назначения
- Масла для холодильных машин
- Масла для цепей
- Антикоррозионные средства
- Масла для подшипников
- Физиологически безопасные материалы для пищевой промышленности
- Машинные масла
- Масла для металлообработки (несмешиваемые с водой)
- Масла для металлообработки (смешиваемые с водой)
- Специальные смазочные материалы
- Аэрозоли
- Турбинные масла
- Циркуляционные масла
- Экологически безопасные смазочные материалы
- Масла для вакуумных насосов
- Компрессорные масла
- Масла-теплоносители
- Цилиндровые масла
- Трансформаторные масла
- Белые масла
- Масла для пневмоинструментов
- Веретенные масла
- Редукторные масла
При выборе смазки для отдельного узла либо комплекса, необходимо учитывать следующее:
-
Технология: Тип подшипника, Цепь, Тросс, Таль.
-
Природа загустителя, Консистенция NGL, Соответствие ISO и DIN
-
Природа и вязкось базового масла,
-
Совместимость с сальниками и прокладками (эластомерами,пластиками, и другими материалами.)
-
Рабочая температура применения.
-
Скорость врашения или перемешения элементов.
-
Нагрузки: давление, ударные.
-
Условия окружающей среды: пыль, высокая влажность, наличие активных химических элементов.
-
Метод смазки: централизованная, щетка, ручное нанесение.
-
Особые допуски Н-1 Н-2 для пищевых и фармацевтических призводств, экологическая безвредность, разлагаемость компонентов.
Совместимость смазок.
Смазки применяемые в различных производствах и механизмах должны проверяться на совместимость с другими типами смазочных веществ и материалов типа эластомеров и пластиков. По причине большого количества предлагаемых смазок, часто бывает сложно определить совместимость. Большинство компаний производящих смазки отдельно выделяют возможность совместимости с различными материалами. Стоит так же отметить, что смешиваемость различных смазок по возможности не желательна, по скольку различные условия и составы при разработке в различных компаниях могут значительно различаться. При смене смазки необходимо полностью удалить предыдущие остатки, что бы не допускать смешения и изменеия свойств новой смазки.
Правила хранения смазочных материалов.
При хранении смазочных материалов очеь важны условия в которых находятся продукты. Важно обесспечить условия для удобного хранения и транспортировки товаров. При организации складских помещений необходимо организовать свободные подъездные пути, для организации погрузочных и разгрузочных работ требуется достаточное пространство для передвижения вспомогательной техники, обеспечить безопасные условия работы независимо от сезона и времени суток. При необходимости расфасовки смазочных материалов, в помещении должны соблюдаться чистота и правила пожарной безопасности. В большинстве случаев смазочные материалы не меняют своих свойств при переменах температур, за исключением составов на водной основе. Оптимальным решением будет обустройство закрытого складского помещения. При хранении смазочных продуктов в условиях открытого пространства необходимо возвести стелажи для предотвращения контактов тары с землей. Бочки хранящиеся на открытых площадках необходимо распологать горизонтально либо под углом к плоскости земли, для того, что бы вода не задерживалась на таре. В условиях открытого хранения особо необходимо регулярно проводить осмотр тары на предмет коррозии и повреждений. Емкости с небольшим объемом, например, ведра, бочонки или канистры могут размещаться вне помещения исключительно в самых крайних случаях. При этом требуется накрыть продукцию водонепроницаемой тканью и обоспечить циркуляцию воздуха. Складирование тары в помещении является наиболее надежным способом. В данном случае необходимо расположить на стелажах самые уязвимые емкости, такие как: ведра, канистры, коробки с мелкой фасовкой, продукты подверженные замерзанию и особые группы субстанций, как например смазочные материалы для рефрижераторов, медицинские масла и т.п. При хранении смазочных материалов в помещении важно избегать перегрева тары с маслами. Высокая температура может спровацировать термическоеразрушение продуктов. В теплых местах лучше всего расположить масла с высокой степенью вязкости. Бочки, в которых хранится пластичная смазка, необходимо располагать в вертикальном положении. В условиях ограниченного пространства можно прибегнуть к штабелированию бочек на поддонах. При этом допускается не больше 2х ярусов. При хранении тары на стелажах необходимо обеспечить свободный доступ к бочкам и возможность первоочередного забора старых запасов. Несмотря на то, что бочки достаточно прочные, их легко повредить при неосторожном обращении. Смазочные материалы могут быть опасны в соединении с другими огнеопасными веществами. Запрещается тушить маслянные очаги возгорания водой. Помещения отведенные под скадские площади должны соответствовать нормам пожарной безопасности.
Электроконтактные токопроводящие смазки.
Комплекс специализированных контактных смазок обладает особыми свойствами, позволяющими вместе с защитными антикоррозийными свойствами, значитеьно продлевающими срок службы контактных поверхностей, получить отличные свойства электропроводности и как следствие уменьшенное искрообразование и износ контактных плоскостей. Специальная группа смазок для электрических контактов, разработанная в лабораториях Bechem, обладает рядом уникальных свойств: Широчайший диапозон рабочих температур- (от -80 до 200 ° C ), что делает взможным применение в самых различных и экстремальных условиях окружающей среды. Новейшая синтетическая основа обладает непревзойденной стойкостью к различным воздействиям и обладает огромным сроком службы. Благодаря прочному смазывающему слою в скользащик контактах, металл остается защищенным от образования высокоомных оксидов и сульфидов, предотвращается термический износ. Проверенная совместимость с различными пластиками и эластомерами позволяет защитить элементы от охрупчения и старения и минимизировать потери на замену элементов. Исключение возможности искрообразования позволяет значительно повысить пожаробезопасность. Особые компоненты, входящие в состав смазок делают возмозным смазку на весь срок службы контактной группы, а наличие мельчайших частиц меди и сребра создают максимально полную площадь соприкосновения. Контакты обработанные смазкой обладают способностью выдерживать многократные перегрузки по току. Благодаря специальным свойствам смазок значительно снижаются потери электроэнергии- от 3% до 10% от общего потребления. В период 5ти лет энергоэффективность может быть увеличена в 1.5- 2 раза. Снижение износа контактов, отсутствие необходимости в специальных средствах защиты, общее сокращение энергетических потерь и высокая эффективность токопроводности позволяют получить значительную экономическую выгоду.
Процессы смазки при ковке и горячей формовке
В условиях высоких температур и сильных сжимающих нагрузок к смазочным материалам предъявляются особые требования к стойкости и защитным качествам. Особенно при глубоком формовании. Процессы выдавливания происходят как в "холодном" режиме так и в условиях предварительного нагрева заготовки (Для сталей температура может варьироваться от 300- 800°С)
Для процессов холодного вормования как правило применяются смазки на фосфатной основе. В данном случае основным требованием является снижение трения и износа пресс-формы. При высокотемпературном воздействии на смазочные материалы основным компонентом являются масла на минеральной основе с высокой точкой вспышки. Кроме графита, в отдельных случаях может применяться и сульфид цинка — как в виде единственного компонента, так и в смеси с графитом и водорастворимыми органическими средами, например полигликолями.
Смазочны материалы применяемы для штампа длжны соответствовать следующим требованиям:
Хорошие смазывающие свойства, точное заполнение формы штампа, снижение износа инструмента, снижение усилия при высоких удельных нагрузках.
Возможность легкого извлечения детали из штампа.
Изолирующее и охлаждающее действие особенно при высоких температурах.
Отсутствие продуктов разложения и испарений на рабочем месте.
Противодействие образованию шлама в пресс-форме.
Удобство и экономичность применения с учетом автоматизированных систем смазки.
Однородное и полное покрытие заготовки независимо от формы.
Использование графита имеет большое значение благодаря стойкости к воздействию высокой температуры, а также экономичности в использовании и отсутствия вредного влияния на здоровье обслуживающего персонала.
Наиболее предпочтительным методом нанесения смазки является распыление при помощи спрея.Так же эффективными способами, применяемыми на производствах являются полив и погружение.
Причины разрушения узлов и механизмов
На любой, статичный или подвижный элемент и механизм, в зависимости от условий в которых находится объект, на него, в той или иной стнепени, воздействуют факторы окружающего пространства и физические силы, влияющие на свойства материала. Так например физические воздействия в виде статических или динамических повторяющихся нагрузок приводят к явлению износа и усталости. Износ- изменение размеров, массы и формы объекта в следствие разрушения и истирания рабочей поверхности при трении. Скорость износа зависит от применяемых материалов, условий применения и конструктивных особенностей. По видам износ можно разделить на абразивный, окислительный, адгезионный, тепловой и усталостный. Абразивный износ возникает в следствие попадания более твердых чстиц в пятно контакта деталей. Адгезионное разрушение происходит как последствие сваривания граничного слоя элементов на молекулярном уровне- "трение покоя". Окислительное разрушение происходит от воздействия различных факторов описанных в химии как "перераспределение электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем". Тепловое разрушение- есть следствие изменения размеров и свойств молекулярной решетки. При нагревании молекулярные расстояния увеличиваются и связи элементов ослабевают, что и приводит к потерям материала. Усталость описывается как постепенное разрушение материала в следствие постоянных или циклических нагрузок на протяжении определенного периода времени. Выносливость или запас прочности определяет период времени в котором материал сохраняет свои исходные качества не подвергаясь разрушению. Объекты находящиеся на открытых площадках, подверженные постоянным сменам температур и условий влажности, разрушаются значительно быстрее чем закрытые. Помимо осадков и термических изменений, на объекты воздействуют силы вызываемые порывами ветра, что порождает регулярные нагрузки на сопряженных частях, а ударные нагрузки на ослабленных елементах способны привести к полному разрушению элемента или конструкции. Так же особо опасными могут быть резкие шоковые температурные изменения, при которых материал становится либо особо хрупким, либо мягким, и теряет способность воспринимать исходные нагрузки. Для предотвращения разрушительного действия различных физических факторов, возможно применение как профилактических мер, так и мероприятий направленных на улучшение прочностных и защитных качеств.
Смазка зубчатых и червячных передач
Смазывание зубчатых передач в зависимости от конструкции и условий работы производится с применением пластичных смазок и жидких смазочных масел.
Смазка пластичными смазками производится при условии высоких сжимающих нагрузок, температур и не благоприятных условий окружающей среды. Например при окружной скорости до 4м/с рекомендуется смазка мазеподобными смазками. При скорости не более 0,5м/с - покрытие твердыми смазками. По скольку открытые пердачи легко подвержены влиянию внешних воздействий, таких как пыль, излишняя влажность и выветривание, обновление смазки необходимо осушествлять значительно чаще. Так же повышаются требования к самой смазке: так продукт должен обладать повышенной стойкостью к влажности, старению и т.п.
Смазка жидкими маслами производится путем погружения в масляную ванну, струйной и циркуляционной смазкой при скорости не более 12-14 м/с, так же в условиях многоступенчатых передач. Емкость масляной ванны для одноступенчатых передач принимают из среднего расчета 0,25...0,4л масла на каждый передаваемый киловатт мощности. При струйной смазке применяются специальные сопла для максимально эффективного орошения. Выходное отверстие сопла должно быть чисто обработано и калибровано по всей длине. При нормативных условиях струя масла на выходе из сопла должна быть сплошной и иметь веерообразную форму. Важно соблюдать нормативные значения давления, по скольку при недостаточных значениях смазка не будет достигать рабочих поверхностей, а при высоких- смазочный материал будет смывать с трущихся элементов.
Смазывание подшипников
Правильная смазка подшипников, как и материал самого пошипника являются решающим фактором, который определяет сроки и качества работы как самого подшипника, так и механизма в целом. Применяемые подшипники производятся в двух исполнениях-закрытый не обслуживаемый и открытый с возможностью обновления смазки. Особенно важным качество смазки становится в условиях повышенных требований к условиям экстплуатации. Увеличение сжимающих нагрузок, в том числе и ударных; повышение скорости вращения и в особенности температурного режима, который оказывает наиболее зничительное влияние на свойства смазки. Далеко не каждая смазка способна эффективно работать в подшипнике, особенно в сложных условиях.
Жидкие масла являются наиболее предпочтительными для смазки подшипников. Постоянно обновляющееся масло обеспечивает еффективный отвод тепла от подвижных элементов и вымывает изношенные частицы благодаря высокой проникающей способности. Однако высокая текучесть масла требует особых конструкционных условий, что порождает вероятность утечек и не всегда возможно для эффективного использования механизма.
Пластичные смазки являются наиболее универсальными и практичными в применении. Позволяют максимально упростить конструкцию и использовать механизм в сложных условиях окружающей среды и условий применения. Так же пластичные смазки обладают большей несущей способностью. Большинство применяемых подшипнков смазываются именно пластичными смазками. Создаваемые на основе базового масла (минерального, синтетического, растительного или смеси различных типов), комплекса присадок увеличивающих эффективность и свойства смазки, и мыльного загустителя, продукты обладают широкими возможностями для применения. От свойств и природы загустителя в немалой степени зависят рабочие температуры смазки,стойкость к воздействиям и общая прочность каркаса смазки. Базовое масло определяет общее качество смазки и возможности модификации. Присадки позволяют улучшать антифрикционные показатели, стойкость к влаге и колебаниям температур, обеспечивая стабильность смазки. Обладая высокой вязкостью и плотностью смазки обеспечивают очень хорошую защиту от влаги. В условиях применения пластичных смазок часто используется закрытая конструкция подшипника. Уплотнительные шайбы выполняются из металла либо полимерных материалов и обеспечивают надежную защиту от поподания пыли, влаги и других воздействий. В зависимости от условий так же широко применяется дополнительное уплотнение имеющее контактную или безконтактную конструкцию. Независимо от конструкции и условий применения подшипники нуждаются в регулярном осмотре и контроле работоспособности.